Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!

Центр культурного развития "Яхромский"

Menu

ДМИТРОВСКИЙ «ЦЕНТР ГИГИЕНЫ И ЭПИДЕМИОЛОГИИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ» РАССКАЗЫВАЕТ РОДИТЕЛЯМ О ЗДОРОВОМ ПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Нездоровые пищевые привычки закладываются у детей в семье и школе, а став взрослыми, многие из них сохраняют сформированное в детстве пищевое поведение. В результате сформированного нездорового пищевого поведения взрослое население сталкивается с такими хроническими заболеваниями, как ожирение, гипертония, сахарный диабет и другие.

Для большинства россиян (85%) источником информации о питании являются средства массовой информации: газеты, журналы, телевидение, интернет-сайты.

Внесение изменений в свой привычный рацион питания, в соответствии с принципами здорового питания, в любом возрасте и  на протяжении всей жизни будет  оказывать положительное действие на здоровье человека!

Введенное новое научное определение «здоровое питание», предполагает ежедневный рацион, основанный на принципах здорового питания, отвечающий требованиям безопасности и создающий условия для физического и интеллектуального развития, жизнедеятельности  человека и будущих поколений.

Принципы здорового питания – это основные правила и положения, направленные на укрепление здоровья и снижение риска развития заболеваний:

— приоритет жизни и здоровья детей при выборе продуктов питания по отношению к экономическим интересам продавца их;

— соответствие энергетической ценности ежедневного рациона ребенка его энерготратам;

— соответствие химического состава ежедневного рациона физиологическим потребностям школьника в белках, жирах, углеводах, витаминах, минеральных веществах;

— наличие в ежедневном рационе ребенка продуктов со сниженным содержанием насыщенных (твердых) жиров, простых сахаров и поваренной соли, а также пищевых продуктов, обогащенных витаминами, пищевыми волокнами и биологически активными веществами;

— максимальное разнообразие здорового питания и оптимальный его режим;

— технологическая и кулинарная обработка пищевых продуктов, обеспечивающая сохранность их исходной пищевой ценности;

— соблюдение санитарно-эпидемиологических требований на всех этапах обращения готовых блюд;

— исключение использования фальсифицированных пищевых продуктов.

Здоровое питание предусматривает профилактику патологических пищевых привычек: избыточный  по калорийности ужин, чрезмерное потребление соли и сахара, легких углеводов, предпочтение продукции с высоким содержанием сахара (кондитерские изделия, сладкие выпечка и напитки), жира (колбасные изделия и сосиски, бутерброды), продолжительные перерывы между основными приемами пищи.

Формирование у детей культуры питания начинается с создания благоприятных условий для приема пищи — уютный интерьер, сервировка стола и т.д. При приеме пищи дети не должны спешить, т.к. при быстрой еде пища плохо измельчается, недостаточно пропитывается слюной, что приводит к ухудшению ее перевариваемости и усвояемости.  Торопливая еда формирует у детей патологический стереотип поведения.

 Роль и значение питания.

Рациональное питание обеспечивает хорошее физическое и нервно-психическое развитие детей, повышает их сопротивляемость по отношению к инфекционным заболеваниям, улучшает работоспособность и выносливость. Питание должно покрывать не только энергозатраты, происходящие в процессе жизни, но и обеспечить правильный рост и развитие ребенка.

Всякие нарушения в питании, как количественные, так и качественные, отрицательно влияют на здоровье детей. Особенно вредны для детского организма нарушения в питании в период наиболее интенсивного роста ребенка.

Питание ребенка необходимо построить с учетом того, чтобы он получал с пищей все вещества, которые входят в состав его тканей и органов. Особенно большое значение имеет белок.

Белок — пластический материал, который входит в состав всех органов и тканей, поддерживает нормальное состояние иммунитета, играет исключительно важную роль в функциональных процессах организма. Белки содержатся как в животных, так и в растительных продуктах (крупе, муке, хлебе, картофеле). Но наиболее полноценны белки животного происхождения, содержащиеся в мясе, рыбе, яйце, твороге, молоке, сыре, т.к. они содержат жизненно необходимые аминокислоты. Недостаток белка в питании ведет к задержке роста и развития ребенка, снижению сопротивляемости к различным внешним воздействиям.

Жиры  также входят в состав органов и тканей человека, они необходимы для покрытия энергозатрат, участвуют в теплорегуляции, обеспечивают нормальное состояние иммунитета. Наличие жира в рационе делает пищу вкуснее и дает более длительное чувство насыщения. Наиболее ценны молочные жиры (масло сливочное, жир молока), которые содержат витамины А и Д. В питании детей должно быть и растительное масло — источник биологически  важных ненасыщенных жирных кислот. Жир говяжий, особенно бараний, имеет высокую точку плавления, поэтому трудно переваривается.

Углеводы — главный источник энергии в организме человека. Они участвуют в обмене веществ, способствуют правильному использованию белка и жира. Углеводы содержатся в хлебе, крупах, картофеле, овощах, ягодах, фруктах, сахаре, сладостях. Избыток в питании хлеба, мучных и крупяных изделий, сладостей приводит к повышенному содержанию в рационе углеводов и нарушению правильного соотношения между белками, жирами и углеводами.

Минеральные вещества принимают участие во всех обменных процессах организма: кровотворении, пищеварении и т.д. Минеральные соли  содержатся во всех продуктах: мясе, рыбе, молоке, яйце, картофеле, овощах и др. Особенно важно  обеспечить растущий организм солями кальция и фосфора, которые входят в состав костной ткани. Соли кальция необходимы для работы сердца и мускулатуры.  Некоторые  фосфорные соединения входят в состав нервной ткани. Основным полноценным источником кальция является молоко. Много кальция в овощах и корнеплодах, но кальций, содержащийся в растительных продуктах, хуже усваивается в организме. Фосфор широко распространен в муке, крупах, картофеле, яйце, мясе. Железо входит в состав гемоглобина, способствует переносу кислорода в ткани, оно содержится в говядине, печени, желтке яйца, зелени (шпинат, салат, петрушка и др.), помидорах, ягодах, яблоках. Соли натрия и калия служат регуляторами воды в тканях. Калий регулирует ее выделение через почки. Калий содержится в картофеле, капусте, моркови, черносливе  и др. продуктах.

Некоторые минеральные вещества необходимы организму в очень малых количествах: кобальт, медь, йод, марганец, фтор, их называют микроэлементами. Они также необходимы для правильной жизнедеятельности организма. Медь, кобальт стимулируют кровотворение. Фтор, марганец входят в состав костной ткани, в частности зубов. Магний имеет большое значение для мышечной системы, особенно мышцы сердца. Йод регулирует функцию щитовидной железы.

Очень большое значение имеет содержание необходимого количества витаминов в питании детей. Они способствуют правильному росту и развитию ребенка, участвуют во всех обменных процессах и должны входить в его рацион в определенных количествах.

Витамин А имеет большое значение для растущего организма. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, необходим для нормальной функции органов зрения, для роста и размножения клеток организма. При его отсутствии замедляется рост, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость, особенно верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Витамин А в чистом виде содержится в сливочном масле, сливках, молоке, икре, рыбьем жире, сельди, яичном желтке, печени. Также витамин А может образовываться в организме из провитамина — каротина, который содержится в растительных продуктах (моркови, томате, шпинате, щавеле, зеленом луке, салате, шиповнике, хурме, абрикосах и др.).

Витамин Д участвует в минеральном обмене, способствует правильному отложению солей кальция и фосфора в костях, тесно связан с иммуно-реактивным состоянием организма. Содержится в печени рыб и животных, сельди, желтке яйца, сливочном масле, рыбьем жире.

Витамины группы В. Витамин В1 принимает участие в белковом и углеводном обмене. При недостатке его в питании наблюдаются нарушения со стороны нервной системы (повышенная возбудимость, раздражительность, быстрая утомляемость). Витамин В1 содержится в хлебе грубого помола (ржаном, пшеничном), горохе, фасоли, овсяной и гречневой крупах, в мясе, яйце, молоке. Витамин В2 (рибофлавин)  связан с белковым и жировым обменом, имеет большое значение для нормальной функции нервной системы, желудочно-кишечного тракта. При недостатке его в рационе нарушается всасывание жировых веществ, возникают кожные заболевания, появляются стоматиты, трещины в углах рта, нарушается деятельность ЦНС (быстрая утомляемость). Витамин В2 содержится в молоке, яйце, печени, мясе, овощах. Витамин РР (В3) — никотиновая кислота участвует в обменных процессах. Данный витамин содержится во многих продуктах, поэтому при разнообразном ассортименте продуктов рацион содержит достаточное количество витамина РР. Основным источником данного витамина являются ржаной и пшеничный хлеб, томат, картофель, морковь, капуста. Также витамин РР содержится в мясе, рыбе, молоке, яйце.

Витамин С – аскорбиновая кислота, предохраняет от заболеваний и повышает сопротивляемость детей к инфекционным заболеваниям, участвует во всех обменных процессах. При недостатке витамина С повышается восприимчивость к различным заболеваниям, падает работоспособность. Витамин С широко распространен в природе: содержится в зелени, овощах, ягодах, фруктах. Источником этого витамина является картофель, капуста, но так как витамин С разрушается кислородом воздуха, особенно при нагревании, легко растворяется в воде, то для сохранения витамина С в пище очень большое значение имеет кулинарная обработка.

Вода входит в состав всех органов и тканей человеческого тела. Она составляет главную массу крови, лимфы, пищеварительных соков. Чистая вода выводит токсины, помогает работе мозга и увеличивает сопротивляемость вирусам. Большая часть питательных элементов усваивается из жидкости. Недостаток воды, обезвоживание приводит к возбуждению нервной системы, проблемам с сердцем, сухости кожи и волос, ломкости ногтей, частым головным болям, неприятному запаху изо рта. Для удовлетворения потребности в воде в рацион ребенка нужно включать первые блюда, напитки (чай, молоко, кисель, компот и т.д.). Норма потребления воды школьником: 30 мл на 1кг веса,  1,5-2л для младших школьников и до 2,2л  — старше 12лет. При этом мальчикам требуется на 10% больше воды. Активно занимающимся спортом – рекомендуется повышение общего количества воды на 700мл. Летом количество жидкости необходимо еще увеличить.

Для правильного использования пищи большое значение имеют ее вкусовые качества, разнообразие  меню. Для повышения вкусовых качеств пищи можно в небольших количествах использовать зелень и другие приправы (петрушку, укроп, лук, ревень). Жгучие, острые и пряные приправы раздражают слизистую желудочно-кишечного тракта (перец, горчица, хрен и другие), что приводит к развитию воспалительных заболеваний. Приправы увеличивают аппетит, что затрудняет контроль за пищевым поведением и  приводит к избыточному потреблению пищи.

Чтобы пища хорошо усваивалась, она должна быть разнообразной, безопасной, правильно и вкусно приготовленной. Только такую пищу ребенок съедает с удовольствием или с аппетитом.

Аппетит зависит и от режима питания. Режим питания предусматривает определенные часы приема пищи и интервалы между ними, т.е. количественное и качественное распределение ее в течение дня. Если ребенок приучен есть в определенное время, то к этому времени у него начинается выделение пищеварительных соков, «рефлекс на время». Поэтому дети должны получать питание в точно установленные часы. При запаздывании с принятием пищи налаженная работа пищеварительных желез расстраивается, выделение пищеварительного сока снижается и постепенно развивается анорексия (полное отсутствие аппетита). Наблюдения ученых показали, что при правильно построенном питании пища покидает желудок в среднем через 3,5 – 4 часа. Следовательно, интервалы между приемами пищи должны соответствовать этому времени.

Здоровое питание предусматривает первый прием пищи (завтрак) школьником дома.

При приготовлении пищи дома родителям рекомендуется:

1.Контролировать потребление жира:

— исключить жареные блюда, приготовление во фритюре;

— не использовать дополнительный жир при приготовлении;

— ограничивать употребление колбасных изделий, мясных копченостей, особенно с видимым жиром, они содержат большое количество животного жира и мало белка;

— использовать в питании нежирные сорта рыбы, снимать шкуру с птицы, применять не жирные сорта мяса, молока и молочных продуктов, при этом предпочтение отдавать продуктам с более низким содержанием жирности.

  1. Контролировать потребление сахара:

— ограничить основные источники сахара: варенье, шоколад, конфеты, кондитерские изделия, сладкие газированные напитки;

— сладкие блюда с большим содержанием сахара тоже необходимо принимать ограниченно, в связи с вредным влиянием их на обмен веществ, риском возникновения пищевой аллергии и избыточного веса, а также — с нарушением работы желудочно-кишечного тракта.

  1. Контролировать потребление соли:

— не превышать суточную норму потребления соли: 3-5 г в сутки, в т.ч. в готовых блюдах; избыточное ее потребление приводит к задержке жидкости в организме, повышению артериального давления, отекам;

— знать и применять основные правила употребления соли: готовьте без соли, солите готовое блюдо перед употреблением, используйте соль с пониженным содержанием натрия, ограничивайте употребление мясных копченостей.

  1. Выбирать правильные способы кулинарной обработки пищи:

Предпочтительнее — приготовление на пару, отваривание, запекание, тушение, припускание.

  Гигиенические требования к составлению меню здорового питания для школьников.

1.Завтрак.

— должен составлять 20-25% от суточной калорийности,

— обязательно должно быть горячее блюдо (каша, запеканка, творожные или яичные блюда), горячий напиток (чай, какао, кофейный напиток),

— дополнить завтрак необходимо продуктами-источниками витаминов, микроэлементов и клетчатки (овощи, фрукты, ягоды).

2.Обед.

— должен составлять 30-35% от суточной калорийности,

— должен быть овощной салат (овощи в нарезке), первое горячее блюдо, второе горячее  основное блюдо (рубленое или цельнокусковое из мяса или рыбы), гарнир овощной или крупяной, напиток (компот, кисель),

— блюда должны быть с повышенным содержанием витаминов и микроэлементов, готовить необходимо с добавлением микрозелени, ягод,

— использовать продукты, обогащенные витаминами и микронутриентами, лакто- и бифидобактериями,

— обязательно применение щадящих методов кулинарной обработки: тушение, отваривание, приготовление на пару, запекание, пассерование, припускание,

— рациональное объединение овощных и крупяных блюд.

  1. Избегать в меню:

— продуктов и блюд, которые являются источником легкоусвояемых углеводов (конфеты, шоколад, вафли, печенье, коржики, булочки, кексы, манная каша, манники),

— продуктов, являющихся источником скрытой соли (колбасные изделия, мясные и рыбные консервы, консервированные овощи и соленья),

— продуктов с усилителями вкуса и красителями.

  1. Содержание соли и сахара в блюдах: соли — не более 5г в сутки, сахара — 20г в сутки. На один прием пищи как минимум должно быть в 4 раза меньше.

  Питьевой режим.

Обучающиеся должны быть обеспечены свободным доступом к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательной организации. Питьевой режим должен быть организован посредством

— установки стационарных питьевых фонтанчиков,

— устройств выдачи упакованной воды,

— выдачи упакованной питьевой воды или кипяченой питьевой воды.