Для сохранения здоровья и работоспособности учащихся рекомендуются следующие гигиенические требования.
- Серьезное дело – выбор школьной формы.
Является здоровьесберегающим компонентом в образовательном процессе. Школьная форма – одежда второго слоя. Материал для нее влияет на комфорт и здоровье ребенка. Натуральные ткани не всем по карману. Синтетика совсем не пропускает воздух.
Безопасность – главное требование для детской одежды.
К гигиеническим требованиям относится воздухопроницаемость, т.е. циркуляция воздуха и хороший теплообмен. Если же ткань не пропускает воздух, то человек потеет и создается эффект парника. От таких материалов портятся здоровье и настроение.
Еще одно требование к школьной форме – гигроскопичность. Дети много двигаются в течение дня и могут вспотеть. Ткань формы должна впитывать необходимую влагу, натуральные материалы с легкостью справляются с этой задачей, а вот синтетические – нет. Это может привести к переохлаждению и простуде. Синтетические волокна могут привести к аллергии, т.к. синтетика притягивает к себе пыль, грязь и различные микроорганизмы, которые приводят к появлению сыпи.
Электризуемость – еще одно требование, должна быть незначительной или отсутствовать вовсе. Статическое электричество оказывает влияние на нервную систему ребенка, вызывая раздражение и быструю утомляемость. Статическое электричество присуще синтетическим материалам.
К другим показателям — относится стойкость окраски, которая влияет на количество стирок и срок службы изделия, определяет ценовой сегмент.
Если одежда прошла сертификацию, то на этикетке указываются все необходимые сведения.
Отсутствие бирки должно насторожить, а от покупки стоит отказаться. Наличие сертификата соответствия на изделия – гарантия безопасности школьной формы для здоровья ребенка.
Фурнитура (молнии, заклепки, пряжки, кнопки) способна вызвать раздражение на коже. Обращайте внимание на их качество.
Удобная конструкция, высокое качество швов должны быть также на высоте, ведь школьники проводят в школьной форме большую часть дня.
Высокий процент натуральных волокон в составе формы гарантирует комфорт и безопасность в носке. Однако, чистая шерсть не всегда подходит для пошива костюмов, хотя отлично впитывает влагу и запахи, но при этом сильно мнется и быстро теряет форму. Потертости на локтях и вытянутые колени испортят впечатление даже от самой дорогой и качественной вещи.
Поэтому небольшой процент синтетики в составе ткани необходим. Изделие будет меньше сминаться, увеличится прочность и износостойкость. Соответственно, срок службы его также увеличится и сэкономит бюджет семьи. Синтетика позволит складкам, защипам у девочек, стрелкам у мальчиков оставаться в первоначальном виде. Для этого к шерсти добавляют 30-40% полиэфирных волокон, 30% капрона. Иногда в составе может присутствовать до 50% химических волокон, например вискозы или лавсана. Если же синтетики более 70%, откажитесь от покупки. Рубашки и блузки должны состоять из натурального материала или вискозы не менее, чем на 65%.
Кроме шерсти и хлопка для пошива школьной формы может быть использована и другая ткань:
— Ткань пикачу – это трикотаж, но синтетический, тянется в двух направлениях в зависимости от наличия в составе эластана. Плотный, добротный материал, выгодно смотрится на любой фигуре за счет эластичности. Приятный бонус – бюджетная цена. Состав: 90% полиэстер или вискоза + 10% эластан.
– Поливискоза – прочный, долговечный смесовый материал, эластичный. Состав: около 70% полиэстера +30% вискозы, иногда эластан для мягкости и эластичности. Ткань гигроскопична, мягка, воздухопроницаема, стойкое окрашивание, прочна, несминаема.
– Ткань шотландка – шерстяная в клетку (из хлопчатобумажной или шерстяной пряжи посредством саржевого переплетения). Добавляются искусственные волокна в разных процентных соотношениях: 60% хлопка, 20% вискозы или 20% акрила.
Но самыми первыми традиционными считаются шерстяные, полушерстяные и хлопковые ткани. Прочная, почти не мнется, хорошо драпируется и сохраняет цвет.
От изделия не должен исходить резкий запах, наличие которого может свидетельствовать о содержании в ткани вредных или даже опасных химических веществ, используемых при окраске ткани.
Для занятий физкультурой желательно приобрести спортивный костюм из дышащей, гигроскопичной и обязательно эластичной ткани.
- Правильный выбор ученических портфелей и ранцев – актуальная проблема сохранения осанки детей.
Маркировка их должна содержать информацию о возрасте пользователя. Вес портфелей, ранцев, аналогичных изделий должен быть для учеников начальных классов не более 700 г, для средних и старших классов – не более 1000 г. Рюкзак с учебниками в 1-2 классе должен весить не более 2,2 кг, в 5-6 классе – 2,5 кг, в 7-8классе. – 3,5 кг, для старших классов – максимальный вес учебников может быть не более 4 кг.
Ученические ранцы для детей младшего школьного возраста должны быть снабжены формоустойчивой спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине обучающегося и равномерное распределение веса. Требования к размерам изделий для учащихся начальных классов:
— длина/высота – 300 — 360 мм,
— высота передней стенки – 220 — 260 мм,
— ширина – 60 — 100 мм,
— длина плечевого ремня – не менее 600 – 700 мм,
— ширина плечевого ремня в верхней части (на протяжении 400 – 450 мм) не менее 35 – 40 мм (допускается увеличение размеров не более 30 мм).
Материал для изготовления ранцев должен быть легким, прочным, с водоотталкивающим покрытием, удобным для чистки. В качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление отношения веса ранца к весу ребенка. Оптимальное соотношение составляет 1:10. Такой подход учитывает и индивидуальные возможности ребенка.
Кроме того, ученические портфели и ранцы должны иметь детали и (или) фурнитуру со светоотражающими элементами на передних, боковых поверхностях и верхнем клапане и изготовляться из материалов контрастных цветов.
3.Гигиенические требования к учебным изданиям.
Цель основных гигиенических требований к учебным изданиям – обеспечение удобочитаемости и соответствия веса изделий функциональным возможностям организма учащихся, а также — снижения зрительного и общего утомления.
Учебная литература должна выполнять возложенные на нее задачи, но при этом обеспечивать сохранение здоровья подрастающего поколения. Особое внимание необходимо уделять качеству учебных изданий для детей младшего школьного возраста, адаптации нервной системы к образовательному процессу, развитию у них навыка чтения.
Требования к школьным учебникам касаются как веса, так и оформления книг. Учебники приобрели самые различные форматы и расцветки. Количество страниц в них год от года растет, книги тяжелеют. Максимальный вес учебника не должен превышать:
— 300 г для учащихся 1- 4 классов,
— 400 г для учащихся 5-6 классов,
— 500 г для учащихся 7-9 классов,
— 600 г для учащихся 10-11 классов.
С 2015/16 учебного года введены электронные учебники, которые представляют собой электронный носитель, информация с которого воспроизводится на компьютерах, ноутбуках и других электронных технических средствах. Нормативные требования к ним еще не разработаны.
За компьютером учащиеся старших классов могут находиться не более 35 минут, первоклассники — 20 минут. Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2 классов – не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов – не более 25 минут, для учащихся 5-6 классов — не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов – 35 минут. Непрерывное использование интерактивных досок на уроках не должно превышать 5 минут среди 1-4 классов и 10 минут – в 5-11классах.
Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классов и старше – не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока. Работу с гаджетами рекомендуется чередовать с другими видами деятельности – чтением и письмом. Для профилактики утомления также должна проводиться гимнастика для глаз.
- Организация рационального режима дня.
Для максимально возможного сохранения здоровья и работоспособности школьников в учебном году большое значение имеет соблюдение рациональной организации режима дня. В нем необходимо предусмотреть: питание, прогулку, дневной сон для первоклассников и ослабленных детей 2-3 классов, самоподготовку, общественно-полезный труд, кружковую работу и физкультурно-оздоровительные мероприятия.
Для восстановления работоспособности после учебных занятий и перед выполнением домашнего задания школьнику рекомендуется организовать отдых не менее 2 часов, большую часть которого необходимо провести на свежем воздухе. К выполнению домашнего задания лучше приступать с 15-16 часов. Во время домашних занятий не стоит забывать о перерывах и «физкультминутках». На выполнение домашнего задания школьникам 2-3 классов отводится не более 1,5 часов в день. Детям 4-5 классов на подготовку уроков необходимо не более 2 часов, 6-8 классов – 2,5 часов, 9-11 классов – до 3,5 часов.